Для начала давайте определимся с терминами. Те, кто родился с середины 80-х по середину 90-х и был подростком в 2000-е, относятся к поколению Миллениалов или поколению Y. За ними следуют Зумеры или Поколение Z – те, кто был рождён после 1996 года. А поколение перед Миллениалами – это поколение Х. И, как бы не было велико искушение сгрести всех под одну гребёнку, мол, молодёжь есть молодёжь, у каждого из этих поколений есть свои доминирующие характеристики. Разница обусловлена и трендами воспитания, и экономическими условиями, и информационными потоками, и даже массовой культурой. Кроме того, границы между поколениями условны – они могут отличаться в западных странах и у нас в силу того, что глобальные изменения в наши края приходят с опозданием.
Но вернёмся к растениям. Садоводство и комнатное растениеводство уже несколько лет планомерно набирало популярность в молодёжной среде. Причин этому несколько – от роста экологической осознанности до возможности использовать эстетику растений для украшения своей ленты в Инстаграме. Напомним, что речь идёт о молодой аудитории, у которой не всегда есть стабильный доход и предметы статуса, которые демонстрируют взрослые в своих аккаунтах. Да им это и не нужно – массовая молодёжная мода «обнулилась» и свелась к нормкору в виде джинсов и футболок, дизайн интерьера – к белым стенам. А растения всегда выглядят привлекательно. И показать свою причастность к трендам с их помощью выходит куда проще и дешевле, чем с помощью последней модели смартфона.
Домашние растения как маркер образа жизни
Вообще каждое поколение по-своему переосмысливает отношения с природой, домом и стилем пространства. В очередном витке цикла трендов на смену демонстративной роскоши 2000-х и брутальной лофт-стилистике 2010-х пришли простота, крафтовая индивидуальность и эко-дизайн.
Примечательно, что смена эстетических векторов отмечает глобальную смену ценностей. Предыдущее «новое» поколение почти не держало дома растений, потому что не хотело привязываться к одному месту и ограничивать свою свободу необходимостью возвращаться домой и регулярно выполнять рутинные процедуры. Но бесконечные тусовки и спонтанные путешествия бунтарей Поколения Х и ранних Миллениалов больше не считаются признаком крутости – теперь «иметь корни» в прямом и переносном смысле – это не признак несвободы и ограничений. Сегодняшний подросток или молодой человек лучше чувствует свою связь с общественными и глобальными процессами, и смело утверждает свою ответственность за них. И уход за цветком в горшке – это естественная, часть его ответственности за «свою планету». В этом смысле он куда ближе к романтикам 70-х (да-да, к тем самым бабушкам!), чем к молодёжи 90-х и 2000-х.
Более того, нынешние дети действительно влияют на глобальные тренды и процессы куда сильнее, чем мы с вами в свое время. Благодаря блогам и соцсетям у них появился рупор, через который их голос стал слышен и значим. Поэтому, хотя они еще не являются платежеспособной аудиторией, но уже влияют на моду и экономику. И моду на растения в Инстаграме сделали массовой именно «зумеры» – а миллениалы подхватили и поддержали финансовыми вливаниями. Теперь об этом тренде пишет библия моды – журнал Vogue, а топ-модель номер 1 Белла Хадид своими руками сажает 1500 кустов лаванды.
Родители растений
В англоязычном сегменте Интернета получило распространение понятие «Plants parents» – родители растений. Так называют себя молодые девушки и парни, решившие обзавестись зелёным домашним питомцем. Для них это важный шаг – они изучают условия и потребности растения, оценивают свои возможности, в общем, ответственно подходят к делу. Отношение к растениям (или с растениями?) тоже другое – они считают их не элементом декора, а друзьями, почти членами семьи. Вернуться с вечеринки пораньше, чтобы полить свой цветок – это веская причина. Не уезжать надолго, чтобы не оставлять «зелёную семью» в одиночестве – тоже нормально. Дать имя своему растению – обязательно!
Хилтон Картер, автор книги «Wild at Home: How to Style and Care for Beautiful Plants», говорит, что называя своего зелёного питомца, мы устанавливаем с ним особую связь: «Если дать растению имя, то избавиться от него будет сложнее. Зато вы будете заботиться о нем гораздо лучше». Сегодняшние молодые люди не просто любят растения, но и прилагают усилия, чтобы добиться взаимности – тщательно изучают информацию об уходе и предпочтениях зеленых друзей, включают им музыку, покупают органические добавки.
Пандемия и растительный тренд
Все предпосылки сложились раньше, но в 2020 садоводство стало главным трендом года! Оставшись в четырёх стенах, люди нашли отдушину в заботе о растениях. Кто-то решил, что ему не хватает природы в городской квартире, кому-то просто нужно было живое существо рядом, кто-то хотел оставить жизнь после себя. Для одних это было способом психологической разгрузки и снятия стресса, для других – возможностью реализовать творческий потенциал, не выходя из дома, третьи подключились к одному из многочисленных «зеленых» флешмобов, чтобы почувствовать сопричастность и связь с людьми. И все вместе искренне завидовали жителям частных домов с участками – возможность выходить из дома и заниматься садом стала пределом мечтаний для самоизолированных в бетонных коробках.
Причин множество – итог один: миллионы людей во всем мире влились в ряды садоводов и любителей комнатных растений в 2020 году. Ироничный слоган «Gardening is a new yoga» подхватили и голливудские знаменитости, и московские «хипстеры». Хочется верить, что мимолетный созидательный тренд потянет за собой и внутренние изменения в массовом сознании. Как утверждает ученый-садовод из Амстердама и авторие«мама растений» Монаи Наиля Маккалоу: «Растения будут бороться за жизнь до последнего. К тому же, если за ними внимательно наблюдать, можно многое понять о жизни и о себе».